В Православной Церкви семь Таинств, которые являются неотъемлемой частью жизни каждого верующего человека: Крещение, Миропомазание, Покаяние, Евхаристия, Брак, Елеосвящение, Священство. Конечно, каждое Таинство является особым по своей значимости и к любому может приступить православный христианин. Но не к Таинству Священства, ибо не каждого Господь сподобляет такой участи. Как говорит Иисус Христос: «Не вы Меня избрали, но Я вас избрал» (Ин. 15:16).

 Таинство это установлено Самим Господом Иисусом Христом.

Пришедши в мир, Спаситель  избрал двенадцать учеников, а позже еще семьдесят, которых послал проповедовать человечеству о пришествии в мир Спасителя, о Его страданиях, смерти и Воскресении, о Царстве Божием. В день Святой Пятидесятницы Господь ниспослал на них Святого Духа и с этим Господним благословением они обрели способность низводить на других спасительную Божью благодать и управлять Церковью.

Позже, когда возникла необходимость для достойного управления и наставления верующих, святые апостолы по примеру Иисуса Христа и по воле Святого Духа избирали себе преемников и учеников. Через рукоположение они посвятили их на служение Церкви и передали им преемство пастырского служения.

Это рукоположение является непрерывной духовной связью, которая соединяет через все столетия современное священство с апостолами, а через них – и с Самим Христом.

Рукоположение в одну из степеней священства называется ХИРОТОНИЯ. Есть три степени священства: диаконская, священническая и высшая степень – епископская, через которую и сохраняется апостольская преемственность в Церкви.

Посвящение в эти степени церковной иерархии совершается после прохождения низших степеней клира, которые являются как бы приготовительными. К лицам низших степеней клира, или так наз. церковнослужителям, принадлежат: чтец, певец (свещеносец) и иподиакон.

 Степени священства

 Диакон (греч. diakonoj — служитель) — священнослужитель первой (младшей) степени, который, участвуя в общественном и частном Богослужении, служит при Таинствах, но не совершает ни одного из них. Диакон, состоящий в монашеском чине, называется иеродиаконом, а принявший схиму — схииеродиаконом. Старший диакон в белом (женатом) духовенстве называется протодиаконом (первым диаконом), а в монашестве — архидиаконом (старшим диаконом).
 
Пресвитер (греч. — старец), который иначе называется священником, или иереем (греч. — священник) — священнослужитель, который может совершать шесть Таинств, за исключением Таинства Хиротонии, и находится в подчинении епископа. В сан пресвитера может быть рукоположен только диакон (женатый или монашествующий). Пресвитер, состоящий в монашеском чине, называется иеромонахом (греч. ѓeromonacТj — священник-монах), а принявший схиму — схииеромонахом. Старшие из пресвитеров белого духовенства называются протоиереями, протопресвитерами, то есть первыми иереями, первыми пресвитерами, а монашествующие — игуменами, то есть вождями монашествующей братии, архимандритами, то есть настоятелями монашеских обителей, принявшие схиму — схиигуменами и схиархимандритами.
 
Епископ (греч. — надзиратель) — священнослужитель высшей степени, совершает все Таинства и имеет власть через Таинство Рукоположения преподавать другим этот благодатный дар. По древней традиции в сан епископа в Русской Православной Церкви посвящают только священников, принявших монашеский чин.
 
Епископ называется также архиереем, или иерархом, то есть священноначальником, иногда — святителем. Сан епископа в административном отношении имеет пять степеней. Викарный епископ (или хорепископ) имеет власть над приходами небольшого города или группы населенных пунктов, которые составляют викариатство. Епископ управляет приходами целой области, называемой епархией. Архиепископ (то есть старший епископ) часто управляет епархией большего размера. Митрополит — это епископ большого города и прилегающей области, который может иметь наместников в лице викарных епископов. Экзарх, то есть первоначальствующий епископ (обычно митрополит) большого столичного города, ему подвластны несколько епархий, входящих в состав экзархата с их епископами и архиепископами, которые являются его наместниками. Патриарх — отценачальник — предстоятель Поместной Церкви, избираемый и поставляемый на Соборе. К монашескому имени епископа всегда прибавляется наименование управляемой им епархии, а к имени Патриарха — полное наименование возглавляемой им Поместной Церкви.

 

 

Человек, принявший священный сан, является тем, через кого люди слышат голос Христа.
митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев)

© Приход храма прп.Саввы Освященного
Минской епархии Белорусской Православной Церкови,
VI Минского городского (Никольского) благочиния

г. Минск, ул.Физкультурная, 26а

+375 (17) 301-23-27 (гор)
+375 (29) 978-76-27 (А1)