Рядом с иконой Спасителя в храме находится икона со святыми мощами его ученика Андрея, прозванного Первозванным. Святого апостола Андрея Первозванного поистине можно назвать «русским» апостолом, ведь именно он водрузил крест на горах Киевских в I веке нашей эры задолго до основания самого города Киева, предвозвестив будущее просвещение Руси. Недаром в свою благочестивую летопись внес имя Андрея Первозванного и блаженный Нестор, когда просто и красноречиво написал на память грядущим поколениям о том, "откуда есть пошла Русская земля".
Начатки деяний апостола Андрея связаны с началом проповеди евангельской. Первозванный у Христа Господа, был ревностнейшим учеником у его Предтечи - когда Иоанн Креститель начал проповедовать на берегах Иордана, Андрей последовал за ним, надеясь найти ответ на свои духовные вопросы. В то время Господь Иисус Христос пришел к Иоанну Крестителю на Иордан для Крещения, и тот, указывая на Господа, сказал своим ученикам: «Вот Агнец Божий, Который берет на себя грехи мира». Андрей поспешил сообщить благую весть своему старшему брату Симону и сказал ему: «Мы нашли Мессию». Он привел его к Иисусу, Который нарек брату новое имя: Кифа, или Петр, то есть камень.
Из Евангелия мы знаем, что братья Андрей и Симон Петр на какое-то время должны были вернуться к своим семьям и заняться своей обычной работой – рыбной ловлей. Несколько месяцев спустя Господь, проходя мимо Галилейского озера и увидев их ловящими рыбу, сказал: «Идите за Мной, и Я сделаю вас ловцами человеков». Тогда они оставили свои лодки и сети и с того дня стали неотлучными учениками Христовыми.
Приготовив многих учеников наставлениями и утвердив веру их чудесами, Господь приступил к образованию своей новой Церкви. Он избрал двенадцать апостолов и дал им власть на духов нечистых и исцелять всякий недуг и всякую болезнь. До последнего дня земного пути Спасителя следовал за Ним его Первозванный апостол.
Писание доносит до нас немногие сведения об апостоле Андрее, но его жизнеописание говорит само за себя. В Евангелии от Иоанна сказано о том, что во время чуда умножения хлебов Андрей указал на мальчика, имевшего «пять хлебов ячменных и две рыбки». Он же показал Спасителя язычникам, пришедшим в Иерусалим для поклонения истинному Богу. После крестной смерти Господа святой Андрей стал свидетелем Воскресения и Вознесения Христова. По свидетельству евангелиста Марка, святой Андрей был одним из четырёх учеников Иисуса, которым Он на горе Елеонской открыл судьбы мира.
В день Пятидесятницы (то есть через пятьдесят дней после Воскресения Иисуса) в Иерусалиме произошло чудо сошествия Святого Духа в виде огненных языков на апостолов. Так, вдохновляемые Духом Божьим, апостолы получили дар исцелять, пророчествовать и способность говорить на разных наречиях о великих делах Господа.
После сошествия Святого Духа апостолы бросили жребий, кому в какую страну следует идти для проповеди Евангелия. Святому Андрею достались страны, лежащие вдоль побережья Черного моря, северная часть Балканского полуострова и Скифия, т. е. земля, на которой позднее образовалась Россия. Согласно преданию, апостол Андрей проповедовал на Таврическом полуострове, потом по Днепру поднялся на север и дошел до места, где впоследствии возник Киев. «Верьте мне, – сказал апостол своим ученикам, – что на горах сих воссияет благодать Божия: великий город будет здесь, Господь просветит сию землю Святым Крещением и воздвигнет здесь много церквей». Затем апостол Андрей благословил киевские горы и водрузил на одной из них крест, предвозвещая принятие веры будущими обитателями Руси.
После возвращения в Грецию апостол Андрей остановился в городе Патрос (Патра), расположенном у Коринфского залива. Здесь через возложение рук он многих людей исцелил от недугов, в том числе и знатную Максимиллу, которая от всего сердца уверовала во Христа и стала ученицей апостола. А местный правитель Егеат возгорелся ненавистью против апостола Андрея и приговорил Его к распятию на кресте. Апостол, нисколько не устрашившись приговора, во вдохновенной проповеди раскрыл перед собравшимися духовную силу и значение крестных страданий Спасителя. Многие жители Патры уверовали во Христа, а Егеат назвал его учение безумием. Затем он велел распять апостола так, чтобы он подольше страдал. Святого Андрея привязав ко кресту наподобие буквы X, не вбивая гвоздей в его руки и ноги, чтобы не вызвать скорой смерти. Несправедливый приговор Егеата вызвал в народе возмущение, тем не менее этот приговор остался в силе.
Вися на кресте, апостол Андрей непрестанно молился. Перед разлучением его души с телом небесный свет осиял крест Андрея, и в его блистании апостол отошел в вечное Царство Божие. Мученическая кончина апостола Андрея Первозванного последовала около 62 года после Рождества Христова.
Русская Церковь, приняв веру из Византии, епископы которой ведут преемство от апостола Андрея, тоже считает себя его преемницей. Вот почему память святого Андрея Первозванного так торжественно почиталась в дореволюционной России. Император Петр I учредил в честь апостола Андрея первый и высший орден, который давался в награду сановникам государства. С петровских времен русский флот сделал своим стягом Андреевский флаг, на белом фоне голубой крест формы X, под сенью которого русские одержали множество побед.