Память 5 / 18 декабря
Житие святого было описано Кириллом Скифопольским в 555г.
Святой Савва, озаривший палестинскую пустыню своим житием, родился в селе Муталаска, в Каппадокии, в 439 году в благочестивой христианской семье Иоанна и Софии. Его отец был военачальником и был вынужден уехать по делам службы в Александрию. Он взял с собой жену, а пятилетнего сына оставил на попечение дяди. Но уже в восьмилетнем возрасте Савва, осознав суетность мира сего и исполненный пламенной любви к Богу, ушел в расположенный неподалеку Флавианский монастырь и стал там послушником. Одаренный ребенок скоро научился читать и хорошо изучил Священное Писание.
Несмотря на все старания семьи вернуть мальчика назад, тот остался непреклонным в своем решении и быстро приобщился ко всем монашеским послушаниям, в особенности к воздержанию и чтению Псалтири наизусть.
Однажды, работая в монастырском саду, он ощутил желание съесть яблоко, однако, едва лишь сорвав плод с ветки, силой преодолел в душе соблазн чревоугодия, сказав себе: «Хорош на вид и приятен на вкус был плод, принесший мне смерть посредством Адама, который возжелал того, что прельщало его плотские очи, и более заботился об услаждении своего чрева, нежели о духовном блаженстве. Неужели же мы станем, впав в духовную дремоту и оцепенение, удаляться от благостного воздержания?» Тотчас бросив яблоко на землю и поправ его стопами, он одержал победу над вожделением и дал обет за всю жизнь не вкусить более яблок.
В мальчике было столько самоотверженности и духовной зрелости, что он предавался посту и бдению наравне с самыми опытными подвижниками и превосходил всех собратьев в смирении, послушании и самообладании.
И после возвращения родителей и их уговоров вернуться в мир, последовать профессии отца и жениться, Савва снова отказался покинуть монастырь, а в 17 лет принял монашеский постриг. Святой так преуспел в посте и молитвах, что уже в юном возрасте был удостоен дара чудотворений.
После десяти лет, проведенных в этом монастыре, святой Савва с благословения настоятеля отправился в Иерусалим (456). Разыскав там знаменитого святой жизнью преподобного Евфимия Великого, Савва со слезами умолял старца взять его к себе в ученики. Однако тот сперва отослал юношу в монастырь святого Феоктиста, поскольку не в его обычаях было принимать безбородых юнцов в число суровых пустынножителей.
Под началом святого Феоктиста, Савва, являя собой образец отречения от собственной воли и смирения, целый день неустанно служил братиям, проводя ночи в молитвах и песнопениях. Вскоре юноша достиг такого совершенства в добродетелях, что сам преподобный Евфимий называл его «отроком-старцем». При этом Савва был известен как неутомимый работник: он помогал братьям в самых тяжелых работах, рубил дрова и носил воду.
По смерти святого Феоктиста в 469 году, а Савве было в то время 30 лет, настоятель дал ему разрешение удалиться в пещеру, расположенную на некотором расстоянии от монастыря. Там Савва проводил пять дней в непрестанной молитве, без всякой пищи и занимая руки плетением пальмовых корзин: каждый воскресный вечер он нес с собой пальмовые ветви с целью делать десять корзин в день. А к субботе возвращался в монастырь для участия в литургиях и совместной трапезе, принося полсотни готовых корзин, чтобы братия могла их продать для нужд монастыря.
Преподобный Евфимий имел обыкновение брать с собой Савву с отдания праздника Богоявления и до Вербного воскресенья в пустыню Рува, где, никем не отвлекаемый, он упражнялся в самых высоких добродетелях и богообщении. Так святой Савва возрос в меру величайших подвижников веры, и после кончины святого Евфимия окончательно удалился в безлюдную пустыню для единоборства с самим сатаной и его служителями. Его оружием были лишь знамение Креста Господня и призывание святого имени Иисуса.
Проведя в отшельничестве несколько лет, святой Савва был приведен ангелом к пещере, расположенной у самого края обрыва на левом берегу Кедрона. Здесь преподобный провел в созерцании и молитве следующие пять лет. Лишь после этого Господь дал знать Своему испытанному воину, что настало время передавать опыт подвижнической жизни ученикам.
Каждого приходящего к нему послушника святой обучал всем премудростям пустыннического жития. Весьма многие из подвижников, живших в других лаврах, и одиночных, узнав о вновь организующейся общине, пожелали вручить себя духовному руководству столь опытного, как Св. Савва, игумена.
С 484 г. к Савве Освященному начали отовсюду стекаться подвижники; в числе первых братьев новой обители монах Кирилл указывает: Иоанна, Фирмина, Иакова, Севериана и Юлиана Кирта, основавших впоследствии свои собственные монастыри. Савва Освященный, как и Св. Евфимий, каждому из приходивших к нему подвижников давал место, в котором находилась небольшая келия и пещера. Число келиотов скоро дошло до 70: это был лик ангелов, народ подвижнически, град людей благочестивых, новые семьдесят апостолов. Во всем они следовали своему начальнику, путеводителю и пастырю - Савве Освященному. Он, как имеющий ясное понятие обо всех, каждого из них научал и увещевал мужественно стоять против хитростей диавола, нимало не ослабевать против него и не предаваться унынию в случай бесплодной на первых порах борьбы с плотью.
По молитве святого из расселины у подножия его пещеры забил источник живой воды в утешение и укрепление братии. Монахи собирались вместе для совершения общих богослужений в просторной пещере, видом напоминавшей храм. Эту пещеру святой Савва отыскал, ведомый знамением огненного столпа.
Богослужение в небольшой молельне лавры Св. Саввы совершалось сперва приходившими пресвитерами, так как ее основатель, имея великую кротость и истинное смирение, не хотел принять рукоположения в пресвитера, или вообще быть посвященным в служители церкви. Св. Савва неоднократно повторял, что желание быть причисленным к клиру есть начало и корень честолюбивых мыслей.
Пока число подвижников, искавших духовного руководства Саввы Освященного, было не велико, он не отказывал никому из желавших жить в его лавре, принимал всех приходивших к нему. Но когда состав последних стал чрезвычайно разнообразным и, наряду с пустынниками, стали являться к Савве Освященному и мирские люди, желавшие отречься от мира, то есть такие, которым было необходимо прежде, чем стать келиотами, прилежно изучать строгий монашеский устав, то для них была устроена киновия к северу от лавры. Цель, смысл и значение жизни киновитов определены Св. Саввою в таких словах: как цвет предваряет плод, так жизнь в киновии предваряет отшельническую.
Кроме киновий для новоначальных, Савва Освященный устраивал общежития и для тех из подвижников, которые, вследствие слабости и преклонных лет, не могли сами для себя доставать скудное пропитание и нуждались в заботах других; в эти киновии молодые подвижники не допускались. Такое назначение имела Кастеллийская киновия, лежавшая к северо-востоку от лавры в расстоянии двадцати стадий от нее на возвышенности Мерт.
Монахи жили в большой бедности относительно телесных потреб, но богатели духовными дарами. Число насельников основанной преподобным лавры непрерывно увеличивалось, достигнув 150 человек. Также множество паломников все время стекалось в обитель, чтобы получить спасительное наставление и благословение. Несмотря на смиренный отказ преподобного, он все же был рукоположен в пресвитера в 53 года, дабы иметь возможность должным образом руководить учениками.
Материальное положение лавры заметно изменилось, когда мать Св. Саввы, распродав имение умершего своего мужа, отдала деньги Св. Савве, а сама отреклась от всего мирского. Тогда Св. Савва купил в Иерихоне странноприимный дом (гостиницу для паломников) с небольшими садами, построил и в самой лавре ксенодохию, а также совершил весьма многие другие дела.
Кирилл Скифопольский говорит, что Савва Освященный, при содействии Христа и по вдохновению Св. Духа, населил пустыню множеством монахов и основал в ней много славных монастырей. Большое число послушников не мешало, однако же, святому Савве по-прежнему питать любовь к уединению. Ежегодно, по примеру своего духовного отца преподобного Евфимия, он на время Великого поста уходил далеко в пустыню.
Замечательно, что сам Савва Освященный смотрел на себя, как на продолжателя дела своих великих предшественников - Св. Евфимия и Феоктиста и, продолжая их заботы о возможно лучшем устройстве монашеской жизни, поддерживал благосостояние основанных ими древних монастырей.
Славное подвижничество Саввы Освященного было причиной того, что патриарх Саллюстий назначил его, вместо уклонившегося в монофизитство и вскоре умершего архимандрита, начальником и законодателем всех отшельников и всех, кои хотят жить в келлиях. Назначение это сделано было патр. Саллюстием, с общего согласия всех пустынных монахов, в 493 году.
Непримиримый враг служителей ада, святой Савва всегда был кроток и снисходителен по отношению к людям. Так, когда дважды, в 490 и 503 годах, часть его братии поднимала возмущение против настоятеля (недовольные в том числе тем, что он проводил много времени в уединении и следовал обычаю соблюдать Великий пост - уходить в пустыню), он сам добровольно покидал свой пост, не пытаясь отстоять словами либо навязать силой свою власть, и лишь по настоянию патриарха снова принимал бразды правления.
Узнав о том, что 60 монахов, ушедших из-под его власти в заброшенную обитель, так называемую Новую лавру (507), находятся в крайней нужде, он, навьючивши рабочий скот лавры и Кастеллия припасами, направился туда, где поселились его беглые ученики. Преподобный испросил у патриарха некоторую сумму золотом, которую сам доставил к ним и помог ослушникам построить церковь и организовать новый монастырь со своим собственным игуменом.
Достигнув блаженного бесстрастия и неколебимого предстояния Богу в душе, святой Савва приручал диких зверей, исцелял больных и молитвами призвал благодатный дождь на область, мучимую засухой и голодом. Преподобный продолжал и дело насаждения новых обителей в безлюдной пустыне, так что, помимо должности главы отшельников, на нем лежали обязанности духовника семи монашеских общин. Святой Савва мудро предводительствовал легионами смиренного Христова воинства, всеми силами заботясь о единстве в вере своей паствы.
В 512 году Савва вместе с другими монахами был направлен патриархом Илией в Константинополь к императору Анастасию, дабы поддержать православную веру (и осудить ересь монофизитов, которая отрицала двойственную, божественную и человеческую природу Иисуса Христа, признавая только божественную). Императорская стража, впустив делегацию, не впустила во дворец смиренного пустынника Савву в ветхом одеянии, приняв его за нищего.
Когда император закончил читать письмо патриарха, в котором говорилось о Савве, он спросил, где находится этот служитель Господень, и святого нашли произносящим молитвы. Преподобный Савва произвел столь сильное впечатление на императора, что тот во время долгого пребывания святого в столице охотно призывал его к себе, наслаждаясь мудростью речей святого.
По возвращении в Палестину Савва должен был вступить в упорную борьбу с еретическим патриархом Антиохийским Севиром, который вновь завлек императора в тенета ложных учений и в 516 году Севир добился смещения святого Илии с Иерусалимской кафедры. Тогда по призыву святых Саввы и Феодосия более 6 тысяч монахов собрались вместе, дабы побудить его преемника, патриарха Иоанна, продолжать защиту решений Халкидонского Собора. Услышав об этом, император Анастасий уже был готов применить силу. Тогда святой Савва направил ему от имени всех монахов Святой Земли смелую петицию. По указу Анастасия Савва был отправлен в темницу.
Однако в том же 518 году Анастасий умер, и новый властитель Юстиниан, по милости Божией, подтвердил свою приверженность Православию и распорядился внести Халкидонский Собор в святые диптихи. Споры завершились и Савва вернулся в свой монастырь.
Значение личности и авторитета Саввы Освященного при решении дел общегосударственных, особенно проявились во время печальных для Иерусалимского патриархата событий 529-530 гг. Эти годы ознаменовались страшным возмущением палестинских самарян, стремившихся к политической обособленности. Избравши себе в цари своего соплеменника, прежде бывшего атаманом разбойников, они вооружились главным образом против христиан и причинили им много зла: встречавшиеся храмы расхищали, христиан жестоко мучили, целые селения предавали огню. Пострадало немало и палестинских монастырей.
По усмирении восстания, последнее было представлено императору Юстиниану в извращенном виде и виновниками его были выставлены палестинские христиане, что вызвало сильный гнев императора. Чтобы отвратить несправедливый гнев, патриарх Петр с прочими палестинскими епископами, убедил Савву Освященного отправиться в Константинополь, разъяснить там действительные причины возмущения и просить императора о даровании первой и второй Палестины свободы от податей, вследствие произведенных самарянами убийств и опустошений.
О миссии Св. Саввы император Юстиниан был уведомлен заранее патриаршей грамотой. Навстречу великому подвижнику были высланы суда, на которых встретили его патриарх Епифаний, папа Евсевий и Ефеский епископ Ипатий; они приняли Св. Савву и ввели его в императорский дворец. Император Юстиниан приблизился к Савве Освященному, поклонился и с радостью облобызал его божественную главу.
Когда представленные императору палестинские просьбы были рассмотрены и удовлетворены, тогда император Юстиниан пожелал ближе узнать личность пустынного отца, которому поручена была столь важная миссия. Он призвал Св. Савву и сказал ему: «я слышал, отче, что ты основал весьма много монастырей в пустыне. Если хочешь, проси выгод для живущих в сих монастырях, где бы они ни были; мы дадим тебе их; только пусть монахи молятся о нас и о вверенном нам государстве».
Великий подвижник ответил: «монахи, молящиеся о вашем благочестии, не имеют нужды в мирских выгодах, ибо их приоритет Господь. Но мы просим, ради устроения палестинских церквей, свободы от податей, восстановления сожженных и разрушенных храмов и помощи впавшим в бедность палестинским христианам. Умоляем вас выстроить для больных странников в святом городе больницу, возобновить также и украсить церковь Богородицы, построенную некогда иерусалимским патриархом Илией». Для монастырей, устроенных его смирением, Савва просил императора построить крепости, которые бы могли служить защитой от сарацинских набегов.
Со своей стороны, он пророчески предсказал правителю предстоящее отвоевание Рима и Африки, а также будущую славную победу над монофизитством, несторианством и оригенизмом – события, которым суждено было прославить царствование Юстиниана.
Все, чего просил Савва Освященный, император Юстиниан немедленно исполнил и сделал соответствующие распоряжения к начальствующим лицам восточных провинций. Окончив свое служение для пользы христиан, Савва Освященный с богатыми императорскими дарами в 531 году возвратился в Иерусалим. Здесь его встретил с большой радостью патриарх Петр и поручил ему обнародовать в разных палестинских городах императорские указы, добытые благодаря его личным усилиям.
Исполнив поручение патриарха и поклонившись в последний раз Святым местам, Савва Освященный возвратился в свою лавру. Вскоре великого подвижника постигла болезнь; несмотря на все заботы и попечения патриарха, здоровье его не улучшалось. Преподобный Савва назначил себе преемником Мелита, родом виритянина (из Бейрута) и не задолго пред смертью вручил ему завещание нерушимо сохранять правила, введенные им в монастырях. Четыре дня Савва лежал в полной тишине, думая только о Боге и умер 5 декабря 532 года в возрасте девяноста четырех лет. Тело преподобного было положено в его лавре при огромном стечении монахов и мирян.
«Но не умер сей святой, а спит», писал Кирилл монах в ближайшее время к году смерти палестинского подвижника; неукоризненная жизнь прославила и тело святого, которое осталось нетленным и источало ряд чудотворений. А монастырь Саввы Освященного находился и находится как бы под особым покровительством своего основателя.
Во времена Крестовых походов нетленные мощи святого были перевезены для спасения в Венецию.
После периода разрушений монастырь был восстановлен русским правительством в 1840 году и в настоящее время его населяют монахи православной церкви. Мощи святого возвращены в ковчег в монастырь святого Саввы уже в наше время, 26 октября 1965 года папой Павлом VI. В Венеции остался монашеский крест преподобного Саввы, основу которого составляет часть Животворящего Древа, оправленная в серебро.
Лавра святого Саввы, ставшая впоследствии общежительным монастырем, сыграла выдающуюся роль в истории египетского и палестинского монашества. В ней просияли многие святые.
В 524 году в Лавре преподобного Саввы был введён написанный им монастырский устав, получивший название Иерусалимского, или Палестинского. (Позднее он был введён в общежительных обителях всей Палестины, откуда распространился по всему православному Востоку. На Руси появился в широком употреблении со времени митрополита Киевского Киприана). Устав преподобного Саввы регламентирует порядок богослужений, хотя и описывает монашеские традиции палестинских монастырей VI века.