Икона Саввы Освященного

Республика Беларусь
г. Минск,
ул.Физкультурная, 26а

+375 (17) 301-23-27
+375 (29) 978-76-27 

Псалтирь - собрание древних богослужебных текстов, составленных в разное время разными людьми, но в основе своей написанных ветхозаветным царем и пророком Давидом. Царь Давид первый начал сопровождать пение составленных им молитв к Богу игрой на «псалтырионе», музыкальном инструменте, очень похожим на современную арфу. Церковь включила поучения Давидовы в состав богослужений, а книга Псалтирь священна для христиан, так как является частью Писания.

Поэзия Псалтири возвышенная и восторженная. В числе авторов Псалтири, кроме царя Давида: Адам, Мелхиседек, Авраам, Моисей, Асаф, Еман, Идифун, сыны Кореевы и др.

Авторы псалмов из Псалтири — это люди, имевшие особые отношения с Богом, близкие к Небесному Отцу. Слова, которые они писали, восхваляя Господа или, обращаясь за помощью оставлены нам в назидание, как некий образец искренней и горячей молитвы. 

Как читать Псалтирь дома

Кроме богослужебного употребления, существует традиция домашнего, или «келейного», чтения этой великой книги. Польза чтения Псалтири заключается в принесении духовных плодов, которые суть: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание.

Вообще церковь рекомендует читать псалмы, также, как и Евангелие, все время. Закончив чтение книги, нужно начинать сначала, и так, в течение всей жизни.

Псалмы можно читать без благословения священника, но для постоянного чтения рекомендуется все-таки благословение получить. Постоянное чтение- это труд, его можно назвать даже малым подвигом, и наверняка найдутся силы, которые будут противиться его исполнению.

При чтении Псалтири будет полезно зажечь дома свечу, но ее отсутствие никаким грехом не считается. Главное — это Ваш настрой на молитвы. Очень полезно почитать толкования святых отцов на псалмы и разобраться с их историей, тогда, со временем у человека обычно возникает желание читать только на церковнославянском языке.

При чтении псалмов (как и любой молитвы), иногда возникает необходимость оторваться — потом стоит продолжить с того места, где произошла остановка. Но стоит стараться не отвлекаться во время молитв.

Псалтирь состоит из 20 разделов – которые получили название кафизмы, каждая из которых делится на три "Славы". При домашнем чтении псалмов можно читать по одному, два, три и больше в день, по одной «славе» (несколько псалмов между словами «слава»), очень хорошо читать по целой кафизме. Лучше всего читать псалмы не выборочно, а подряд, с самого начала и до конца.

Начинать чтение Псалтири нужно с начальных молитв, которые должны быть указаны в начале каждого сборника, потом читать сами псалмы. По окончанию чтения произносят молитвы, положенные по прочтении нескольких кафизм или всей Псалтири.

Во время чтения Псалтири можно помолиться за кого-то, в этом случае во время чтения «Славы» читают: Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды). Поминаете имена людей, о которых хотите помолиться (как в утреннем Помяннике), затем далее: Господи, помилуй. (Трижды). Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Одновременно читать о здравии и о упокоении нельзя - во время чтения псалмов в пределах одной кафизмы это делают на разных «Славах«:

СОКРАЩЕНИЯ В ПСАЛТЫРИ

Написанные в тексте Псалтири сокращения означают следующее:

Слава:
Читать: Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды).
Господи, помилуй. (Трижды).
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

По окончании кафизмы, в последней Славе читается только: Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

В молитвах, по окончании какой-либо кафизмы написано:

Трисвятое. Пресвятая Троице… Отче наш… 
Читать последовательно следующие молитвы:

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Трижды) Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради. Господи, помилуй. (Трижды) Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Отче наш, Иже еси на Небесех, да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

 

Псалмы поют уже несколько тысяч лет

На протяжении тысячи лет еврейский народ неустанно пел псалмы. Пели их Иисус Христос и апостолы, а потом передали их первым христианам. С тех пор и христиане не перестают их петь. Существовали ли когда-нибудь молитвы, имевшие такое необыкновенное влияние на людей? Кто дал им силу сохраниться три тысячи лет и быть такими же актуальными в наши дни как и в дни написания, силу распространиться из Палестины по всему миру, оставаясь повсюду созвучными человеческому сердцу.

Силу эту они получили от Бога. Дух Святой вдохновил авторов книг Священного Писания. Через их посредство Он обращается и к нам и слушает наши мольбы. Эти посредники причастны тому же естеству, что и мы. Сам великий псалмопевец — Давид — был раскаявшимся грешником. Его жизнь и творчество показывают, как милосердие Божие может преобразить всякого человека. Исключительная красота псалмов именно в том, что они — молитва раскаявшихся грешников, которые взывают ко Господу, посреди многочисленных испытаний и скорбей, с верою, упованием и любовию.

Актуальность псалмов объясняется еще тем, что в них содержатся пророческие прозрения. Воспевая прошлое или настоящее, они одновременно возвещают будущее: Мессию, Церковь, Таинства. Все это сбылось теперь. Все это — величайшее сокровище народа Божия, т. е. христиан. И поэтому Церковь Христова продолжает петь псалмы. Но не все пророчества уже сбылись. Мы ожидаем новое пришествие Мессии при кончине мира. Иерусалим для нас — не только Церковь, но и небесный Иерусалим — Царство Божие, наша небесная отчизна. Поэтому трепет радостного ожидания, который проходит в псалмах, передается и нашему сердцу. И мы можем повторять одновременно с псалмопевцем Давидом и с тайнозрителем Иоанном Богословом: Будем петь Господу новую песнь, ибо Он творил чудеса (Пс. 97, 1), Ей, гряди, Господи Иисусе! (Откр. 22,20).

© Приход храма прп.Саввы Освященного
Минской епархии Белорусской Православной Церкови,
VI Минского городского (Никольского) благочиния

г. Минск, ул.Физкультурная, 26а

+375 (17) 301-23-27 (гор)
+375 (29) 978-76-27 (А1)