Димитриевская родительская суббота – один из основных поминальных дней русского Православного календаря. В этот день традиционно посещают могилы почивших родных, в церквях и на кладбищах служат панихиды и заупокойные литии, устраивают поминальные трапезы.
В нашем храме совершаться поминовение усопших будет 6 ноября на вечернем богослужении и 7 ноября на панихиде после Божественной литургии.
Димитриевская суббота получила своё название от имени святого великомученика Димитрия (о нем здесь), коменданта греческого города Солуни (или Фессалоник), казнённого за исповедание христианства в 306 году (его память 26 октября / 8 ноября). Он был человеком военным – и потому считается покровителем воинов. Установил же день своего тезоименитства, согласно преданию, великий князь Димитрий Донской – после знаменитой Куликовской битвы.
История возникновения
Одержав знаменитую победу над Мамаем 8 сентября 1380 года, Димитрий Иоаннович по возвращении с поля брани посетил Троице-Сергиеву обитель. Преподобный Сергий Радонежский, игумен обители, ранее благословил его на битву с неверными и дал ему из числа братии своей двух иноков: Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Оба пали в бою и были погребены у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове монастыре.
В Троицкой обители совершили поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве, заупокойным богослужением и общей трапезой.
С Куликова поля не вернулись более 250 тысяч воинов, сражавшихся за Отечество. В их семьи вместе с радостью победы пришла горечь утрат, и этот частный родительский день стал на Руси, по сути, вселенским днём поминовения.
Со временем на Руси стало традицией, что в субботу перед днем памяти святого Димитрия Солунского стали совершать заупокойные богослужения за воинов, за веру и Отечество жизнь свою на поле брани положивших. Впоследствии в этот день стали совершать поминовение и за всех усопших православных христиан.
В родительскую Димитриевскую субботу верующим принято бывать в храмах и не только ставить свечу за упокой ушедших родных, но также писать их имена на поминальных записках, бывать на службе.
Если нет возможности в эти дни посетить храм или кладбище, можно помолиться об упокоении почивших в домашней молитве. Вообще Церковь заповедует нам не только в особые дни поминовения, но каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, знаемых и благодетелях.
Необходимо помнить, что молитва за усопших - это наша главная и неоценимая помощь отошедшим в мир иной. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни в поминальном столе, но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа.