20 марта, во второе воскресенье Великого поста Церковь вспоминает одного из великих богословов — святителя Григория Паламу, архиепископа Фессалонитского (Солунского).

В Салониках, в храме святого Григория Паламы покоятся его честные мощи. Личность святителя Григория, архиепископа Фесалоникийского стоит в центре византийского общества XIV века. Родившись в 1296 году в большой знатной семье, святой Григорий получил в Константинополе обычное для молодых людей его круга образование, основанное на чтении Аристотеля и греческих классиков. Достигнув двадцатилетнего возраста, он принял монашество на Афоне и провел там около двух десятилетий в уединении и в подвиге Иисусовой молитвы. Он создал учение о Божественных энергиях и скончался 14 ноября 1359 года. Спустя двадцать лет Константинопольский Синод причислил его к лику святых.

13 марта - Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия.


Праздник берет свое начало 19 февраля 843 года, когда царица Феодора собрала иерархов Церкви и исповедников иконопочитания, низложила иконоборческого патриарха Иоанна Грамматика и восстановила решения VII Вселенского собора, определившего почитать святые иконы.

6 марта - четвертая подготовительная неделя Великого поста, Неделя воспоминания Адамова изгнания (Сыропустная неделя).

Три подготовительных недели – о мытаре и фарисее, о блудном сыне и о Страшном суде готовили души христиан к Великому посту. Новая неделя в православном календаре начинается с воскресения, которое получило название Прощеного.

Послание Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА, посвященное 100-летию подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской при изъятии церковных ценностей

Возлюбленные о Господе архипастыри, всечестные отцы, иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

В эти дни, когда мы молитвенно вспоминаем подвиг новомучеников и исповедников Церкви Русской, явленный нашими достославными предшественниками в годину лютых испытаний, я обращаюсь ко всем вам словами апостольского приветствия: благодать и мир вам да умножатся в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего (2 Пет. 1, 2).

Сто лет назад в вихре постреволюционных перемен богоборцы нашли, как им казалось, подходящий повод для того, чтобы развернуть мощную антирелигиозную кампанию: под предлогом сбора средств для нужд голодающих Поволжья и других регионов страны началось насильственное изъятие церковных ценностей, сопровождавшееся репрессиями духовенства, монашествующих и мирян. Беззаконие и произвол, попрание и надругательство над святынями вскоре стали повсеместными.

В условиях жесточайших гонений в феврале 1922 года святитель Тихон, Патриарх Всероссийский, обратился ко всем верным чадам Русской Православной Церкви с особым посланием, в котором свидетельствовал об активных усилиях, которые предпринимает Церковь, чтобы поддержать страждущее от голода население. Помимо призывов к главам отдельных христианских конфессий помочь денежными средствами и продовольствием, по благословению святителя Тихона был основан специальный церковный комитет, а во всех храмах организован сбор пожертвований.

Более того, принимая во внимание масштабы бедствия, Патриарх разрешил «жертвовать на нужды голодающих драгоценные церковные украшения и предметы, не имеющие богослужебного употребления». Единственно, с чем не мог согласиться Первосвятитель, — с изъятием из храмов «священных предметов, употребление коих не для богослужебных целей воспрещается канонами Вселенской Церкви и карается Ею как святотатство» (Послание Патриарха Тихона о помощи голодающим и изъятии церковных ценностей, 15/28 февраля 1922т.).

Однако, несмотря на ясно изложенную и обоснованную позицию Патриарха Тихона, насильственные изъятия продолжились. Достаточно напомнить о событиях, произошедших в марте 1922 года в Шуе, чтобы понять, какое на самом деле отношение к Церкви было у новой власти. По толпе людей, вставших на защиту попираемых святынь, был открыт пулеметный огонь. Совершенным злодеянием преследования верующих, увы, не закончились.

Богоборцы не скрывали, что видят своей главной целью окончательную и скорую расправу над Русской Православной Церковью. И сегодня, спустя сто лет, нельзя без содрогания читать страшные строки директивы: «Чем большее число представителей реакционного духовенства … удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше, … чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать». Не забота о голодающих людях, но адская злоба и ненависть к Церкви двигали безбожными строителями новой России.

В ходе кампании по изъятию церковных ценностей только за первое полугодие 1922 года большевиками было спровоцировано более 1400 случаев кровавых столкновений, которые сопровождались арестами, показательными судебными процессами, расстрелами, тюремными заключениями и ссылками.

В этих преследованиях и страданиях за имя Христово тысячи чад церковных явили пример крепкой веры и духовной стойкости, терпения и мужества, приняли мученическую смерть и неувядающие венцы славы (1 Пет. 5, 4). Ныне же они предстоят Престолу Вседержителя, вознося молитвы о Церкви Русской, о земном Отечестве нашем, о странах и народах, принадлежащих к православной традиции.

Размышляя о причинах трагических событий XX века, мы свидетельствуем: все попытки построить светлое будущее без Бога обречены на неудачу, а посему и не могут дать людям столь желанного счастья и благополучия. Поистине, если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж (Пс. 126, 1). Нужно быть слепым, чтобы не видеть этого главного урока минувшего столетия.

Вспоминая прошлое, совершая спасительную миссию в настоящем, Церковь ожидает славного Второго пришествия Христова, когда, по слову Священного Писания, будет Бог всяческая во всех (1 Кор. 15, 28), когда отрет Он всякую слезу с очей людских, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее пройдет (Откр. 21,4).

Пока же, пребывая на земле и со смирением проходя предлежащее нам поприще (Евр. 12, 1), будем стремиться жить по Евангельским заповедям, усердно молиться и неленостно трудиться, уклоняться от зла и творить благо (Пс. 33, 15), хранить единство духа в союзе мира (Еф. 4, 3).

Бог терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса, дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа (Рим. 15, 5-6). Аминь.

 

+КИРИЛЛ

 ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

Вторая неделя перед Великим постом — о блудном сыне.

В притче о блудном сыне повествуется о юноше, который получил от отца причитающуюся ему часть наследства. Он покинул дом и растратил всё в увеселениях. Но настал момент – деньги кончились, а вместе с ними – иссякли удовольствия и исчезли друзья. Блудный сын узнал нищету и презрение. Но горше всего были его собственные муки совести - юноша осознал свою греховность. Он смиренно вернулся к отцу, не рассчитывая на прощение и скорбя о своих поступках. Но отец, видя искреннее раскаяние своего заблудшего чада, принял его с радостью и милосердием.

Первая подготовительная неделя к Великому Посту называется «Неделей о мытаре и фарисее».

Притча о мытаре и фарисее рассказывает о важности искреннего покаяния и образно выражает ту духовную истину, что «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4:6).

"Два человека вошли в храм помолиться". Два человека, два грешника, с тою только разницею, что фарисей не признавал себя грешником, а мытарь признавал. И мытарь и фарисей молились Богу, но мытарь, осознавая свои грехи, молился покаянно: "Господи, помилуй мя, грешнаго!". Фарисей же пришел к Богу с гордо поднятой головой, похваляясь своими добродетелями, надмеваясь своей праведностью.

© Приход храма прп.Саввы Освященного
Минской епархии Белорусской Православной Церкови,
VI Минского городского (Никольского) благочиния

г. Минск, ул.Физкультурная, 26а

+375 (17) 301-23-27 (гор)
+375 (29) 978-76-27 (А1)